8 800 100 24 54
Телефон для справок

Четыре этапа развития поиска

Интернет это инструмент передачи информации и взаимодействия между людьми на расстоянии. Технически это компьютеры и провода между ними — таким его придумали американские военные из агентства DARPA в далеком 1969 году. Военные ученые хотели обезопасить себя на случай ядерной войны. Однако довольно скоро, будучи не только военными, но и учеными, разработчики поняли, что возможности изобретенного инструмента сильно превышают возможности только оборонительных технологий.

Интернет многократно менялся, и все эти метаморфозы вполне можно сравнить с зачатием и внутриутробном развитием человека. Рождение интернета в современном виде пожалуй можно определить как 1991 — год, когда появились браузеры — программы предоставляющие интерфейс пользователя, и позволяющие работать в сети любому неподготовленному человеку.

1 этап поиска - каталоги

Люди всегда ищут для себя, что-то новое и интересное, и довольно легко и просто находят пока источников информации всего несколько. Интернет часто сравнивают с библиотекой. Так вот представьте что вы пришли в библиотеку, где нет библиотекаря, каталога, а книг тысячи. Идея каталога очень древняя, зато рабочая и довольно быстро реализуемая.

Вот так выглядели каталоги раньше, выглядят сейчас и будут выглядеть всегда. Даже в интернете

В интернет-каталогах сайты сортировались по тем же принципам, что и в оффлайне включая главную — какой-то конкретный человек лично зашел на сайт, определил принадлежность сайта к той или иной рубрике и основываясь на личных предпочтениях определил его релевантность — соответствие интересам пользователя. Проще говоря какой сайт лучший среди остальных в его нише.

Однако интернет не библиотека. Интернет гораздо больше. Новая информация появлялась быстрее чем её успевали заносить, а построение от лучшего к худшему на основе персональных оценок попахивало не объективностью. Нужно было исключить человека, так появилась:

2 этап поиска — поисковые системы

Идея, что в интернете должны «вкалывать роботы» витала в воздухе. Непонятно только было, как они должны работать. Кто-то придумал прикрутить к каталогу поиск по сайту. Человек вбивает интересующее его ключевое слово, а скрипт поиска ищет и предоставляет пользователю выдачу из листинга страниц содержащих данное слово. Самым релевантной страницей считалась та, что содержала наибольшее число вхождений ключа в тексте. Простая идея из которой и родились поисковые системы.

На заре интернета поисковых машин было больше. Гораздо больше

Поисковая система это база данных, слепок интернета, все тот же каталог. Когда пользователю нужно что-то узнать он заходит на сайт поисковой системы и через человекопонятный интерфейс запрашивает эту базу знает ли она странички содержащие интересующую его информацию. Основной плюс в том, что пользователь может найти ответ на любой запрос, а не только тот под который заранее сформировал ответ модератор каталога. Робот может сформировать каталог налету, специально для вас.

К сожалению робот не человек. Робота можно обмануть и довольно легко. Краеугольным камнем формулы релевантности выстраивоемой на основании ключевых запросов была частотат вхождений. Чем чаще ключ встречается в тексте тем страница лучше — лучше в глазах робота, но не обязательно человека.

Представьте, вы хотите найти «запчасти для рено логан», вы вбиваете этот запрос, получаете список сайтов, но на каждом из таких сайтов видите примерно такой текст:

Запчасти рено логан.

Запчасти рено логан запчасти рено логан запчасти рено логан запчасти рено логан запчасти рено логан запчасти рено логан запчасти рено логан запчасти рено логан запчасти рено логан запчасти рено логан запчасти рено логан запчасти рено логан.

Врядли подобный текст будет вам полезен. Зато с точки зрения робота он будет наиболее релевантен запросу. Конечно поисковые системы боролись с такими технологиями, однако имея среди ключевых метрик только одну — количество вхождений запроса пользователя — сложно победить. Нужна была новая метрика релевантности сайта. И в 1998 году она была найдена. Так началась следующая стадия.

3 этап поиска — ссылочное продвижение

Идею придумали Сергей Брин и Ларри Пейдж: как определить, что те или иные сайты являются качественными, а другие нет? Нужно использовать человека! Казалось бы мы только-только говорили, что нужно человека убрать и вдруг все возвращается обратно? Нет, не совсем.

Вот так и ссылочное продвижение - выберешь надежного партнера полетишь, выберешь плохого и все рассыпется

Бирн и Пейдж придумали использовать понятный для роботв аналог человека — ссылку. Саму ссылку придумали к этому времени уже давно. Однако применить её в данном ракурсе заслуга Гугл. Итак в чем идея.

Ссылки это указатели что более подробную информацию по данной теме можно найти на другой странице или даже сайте. Ссылки как и прочий контент не появляются сами собой, их ставит человек. Можно научить робота ставить ссылки с определенных слов, но нельзя, даже в современных реалиях, научить робота понимать смысл текста и актуальность необходимости простановки контекстной гиперссылки.

Значит ссылка не просто указатель — ссылка это авторское мнение человека. Это очень ценная информация. Ссылка она как рукопожатие. Вы не пожмете руку неинтересному вам человеку. Эта идея в том или ином виде используется и в современном мире, например всем известные лайки играют такую же роль. Применив её к сайтам можно сказать, чем больше ресурсов ссылается на определенный сайт тем этот сайт интереснее людям.

И какое-то время эта система очень успешно работала. Однако, в ней как и в поиске по ключу заложен все тот же краеугольный камень — количество. А где есть количество есть возможность легкой манипуляции. Поисковые системы изобрели множество ухищренным способов фильтрации таких спамных сигналов, однако на период 2006-2008 годов стало понятно — битва проиграна, нужна новая метрика. И этой новой метрикой стали все теже старые-добрые человеки.

4 этап поиска — поведенческие факторы

Приведем живой пример. Кто-то решил делать ремонт и ему понадобилась краска. Он идет на рынок или супермаркет и спрашивает, где продают хорошую краску. Десять человек на входе показывают ему на один магазин, а двадцать на другой магазин. Еще на несколько магазинов, на которых также красуется вывеска «Краски» никто не показал.

С одной стороны довольно логично пройти в тот магазин на который показали 20 человек, и на всякий случай в тот на который показали 10, а в остальные даже не заглядывать ведь на них никто не показал. С другой стороны, этот человек желающий приобрести хорошую краску может посмотреть на входы в магазины. Оказывается в те магазины которые прорекламировали заходят дай бог 2-3 человека в час, в руках у них ничего нет а на лицах недовольство. В один же из тех магазинов которые никто не порекомендовал люди заходят постоянно, у них в руках ведерки с краской, а на лицах довольные улыбки. Так может люди на входе это не обыватели делящиеся личным опытом, а рекламные зазывалы? И имеет смысл ориентироваться на реальных покупателей краски?

Именно этим и занимаются сейчас поисковые системы: переходом от ориентированности на суррогат человеческого мнения к непосредственному наблюдению за живыми пользователями.

Здесь главное не впадать в панику: да, в интернете, за каждым из нас следят. Ежесекундно. Однако, если вы не можете про себя сказать — я президент России, то можете не беспокоиться, что делаете конкретно вы мало кого волнует. Однако любого человека можно отнести к той или иной группе людей, с определенными коммерческими интересами. Если вы заинтересован в покупке мебели, то вам эту мебель можно продать. И вот это уже очень интересно.

Пользователей в интернете миллиарды, но всех их можно сузить до нескольких десятков профилей отражающих тот или иной интент

Эпоха поведенческой метрики только наступает. Каким конкретным способом поисковые системы будут взаимодействовать с данной метрикой покажет только время. Из того что видно сейчас проглядывает все тот же краеугольный камень количества и накрутки. Остается надеяться, что скоро придут новые Бернерсы-Ли, Андерсены, Брины и покажут новые горизонты быстрого и релевантного поиска.

Контакты

E-mail: info@bombabox.ru

109428, Москва, Рязанский пр-т., 22, кор. 2
тел.: (499) 703-14-54
Вконтакте Facebook Livejournal Twitter Google+

  • Компания Ремтепло успешно работает в сфере промышленной энергетики с 1996 года. Некоторое время назад компания обновила свой сайт и обратилась к нам за помощью в организации нового канала продаж.
  • Еще одна компания решила воспользоваться нашими услугами по продвижению сайта. Это ООО «Самарский Машиностроительный Завод». Основными видами деятельности компании являются: изготовление различных по объему резервуаров, емкостного оборудования подземного дренажного, строительных металлоконструкций и др.
  • Добрый день! Мы рады вам представить еще одного клиента который выбрал нас - это ООО "ЭЛКОМ".

    Компания ЭЛКОМ занимается продажей оборудования и комплектующих для сварки и является официальным сервисным центром сварочного оборудования БАРС, а также официальным дистрибьютером производителя сварочных электродов.

Отзывы

ООО "Парус Медиа" и Самарский академический театр оперы и балета сотрудничают больше года. За это время руководство и работники компании показали себя как...
За время работы ООО «Парус Медиа» сотрудники компании зарекомендовали себя как профессионалы , знающие и любящие свою работу. Надеемся на дальнейшие деловые...
Мы приняли решение сотрудничать с компанией Парус Медиа уже довольно давно. За минимальные сроки, сайт компании был выдвинут на лидирующие позиции по...